Системы координат в NX

Системы координат в NX. Есть абсолютная (АСК), рабочая (РСК), и есть ещё базовая (БСК). О различных системах координат написано в этой короткой заметке.

Системы координат в NX
Системы координат в NX: 1 — базовая, 2 — рабочая, 3 — триада. Абсолютная — невидима.

Системы координат в NX: типы

  1. Абсолютная система координат (АСК) — математический объект отсчета. Невидима.
  2. Базовая система координат (БСК) — геометрия модели. Видима, может совпадать с АСК, а может и нет. БСК можно скрыть.
  3. Рабочая система координат (РСК) — вспомогательная. Часть интерфейса. Видима, когда надо (горячая клавиша w).
  4. Триада — вообще не координатная система. Она служит индикации ориентации сцены. Отображается в нижнем левом углу экрана.

1. Абсолютная система координат

АСК — это невидимый математический объект. Она может быть только одна для одного prt-файла. Модель или чертеж содержат АСК с самого начала, она появляется сразу, когда Вы создаете новый файл prt. При создании файла модели, автоматически создается объект БСК, он располагается в начале АСК. Поэтому многие путают БСК с АСК.

Когда Вы работаете со сборкой, у Вас в окне открыта какая-то структура из деталей. Эта вся структура (модель сборки) называется отображаемой деталью. Здесь конечно «деталь» не совсем правильный термин. Бывает деталь, а бывает и сборка отображаемая, но NX это не волнует. Так вот, у отображаемой детали, с кучей внутренних компонентов есть своя АСК. Это АСК верховного компонента сборки.

Добавляя компоненты в сборку или в подсборки, в окне с открытой отображаемой деталью, Вы имеете возможность выбрать размещение детали «В начало абсолютной СК». При этом, АСК компонента совместится с АСК отображаемой детали (сборки).

Размещение в абсолютной СК удобно, если деталь может быть установлена только в одно место объекта. Например, для крыла самолета, нервюра может подходить под теоретический контур крыла только в одном месте — крыло ведь имеет сужение. Поэтому моделировать нервюру следует так, чтобы при совмещении АСК нервюры и АСК крыла, нервюра бы вставала на место.

Размещение в АСК не создает сопряжений. Оно не ассоциативно. При размещении в АСК, можно и часто даже нужно, задать сопряжение фиксации на добавленный компонент.

Разместить новый дочерний компонент в АСК другого дочернего компонента в том же окне, по-моему, нельзя.  Надо тот дочерний открыть в новом окне (ПКМ — сделать отображаемой), чтобы его АСК стала абсолютной системой координат сборки в новом окне.

2. Базовая система координат

Теперь о БСК. Как уже было отмечено ранее, АСК невидима. Для визуализации АСК при создании модели при помощи стандартного шаблона NX, в сцену автоматически добавляется базовая система координат, которая совпадает с АСК. Поэтому при создании модели, Вы всегда видите БСК в новой пустой сцене. Если Вы, например, создадите чертеж, а не модель и перейдете в приложение Моделирование, то в навигаторе модели и в сцене не обнаружите БСК. Это конечно же не значит, что в чертеже нет АСК, просто визуализация её не требуется и NX не создал БСК.

К БСК можно привязываться, задавать относительно неё размеры и всё такое. В отличии от БСК, к рабочей и абсолютной системам координат вязать ассоциативную модель нельзя.

Помните, что сдвинуть в модели объект БСК и сдвинуть тело относительно АСК модели это не одно и то же. Когда вы хотите сделать так, чтобы геометрия детали при размещении в абсолютной СК сборки ставилась на место, Вам нужно двигать тела. Сдвиг БСК поможет только тогда, когда вместе с перемещаемой БСК, тела модели тоже сдвинутся в АСК модели и встанут куда надо. Это случится только если геометрия тел хорошо привязана к БСК и сдвиг БСК относительно прост. Например просто сместить на расстояние, а не вращать по всем трем углам с переносами.

Есть костыль. Если вышел казус с расположением АСК (не там, где хочется), а наделано уже много, то можно выставить БСК детали туда, где должна быть АСК и вязать привязками БСК детали к БСК сборки. Естественно АСК не совпадут.

Часто базовая система координат совершенно без необходимости отображается на чертежах. Скрыть её довольно просто при помощи инструмента «Показать/Скрыть» (Ctrl+W). Нужно нажать на минус рядом с пунктом Базы. Скроются и системы координат и все вспомогательные плоскости.

3. Рабочая система координат

Рабочая система координат (РСК), это вспомогательная СК. Она тоже есть в Моделировании всегда, как и АСК. Её отображают временно. Включить или выключить отображение можно кнопкой «w». РСК можно поместить в любое место сцены. На рисунке, РСК показана красно-сине-зеленым квадрантом с обозначениями XC, YC, ZC.

4. Триада

Отображаемая в нижнем левом углу рабочей области триада является индикатором расположения АСК. Триада интерактивна, на ней можно щелкать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.